Приказ Комитета образования о плане мероприятий
Федеральный Государственный образовательный стандарт
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) и основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО ,ООО и текстом Стандарта.
Материалы по ФГОС НОО и ФГОС ООО размещены на сайте https:// fgos.ru
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Во всех общеобразовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении и введении в действие ФГОС основного общего образования»
Уважаемые родители!
С 01.09.2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
ФГОС ОВЗ
Введение ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С 1 сентября 2016 года в Российской Федерации вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Согласно приказам Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» с 1 сентября 2016 года в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс должен быть организован в соответствии с установленными для данной категории обучающихся федеральными государственными образовательными стандартами.
Стандарт включает в себя требования к :
- структуре основных образовательных программ ;
- условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт является основой для:
- разработки примерных адаптированных основных общеобразовательных программ ( далее - АООП), АООП образовательной организации;
- определения условий реализации АООП, в том числе на основе индивидуальных учебных планов;
- определения требований к результатам освоения АООП;
- разработки финансовых нормативов обеспечения АООП;
- оценки соответствия, лицензирования и аккредитации, госконтроля;
- проведения текущей и промежуточной аттестации; внутреннего мониторинга качества образования; повышения квалификации педагогических кадров.
ФГОС предусмотрены для разных категорий детей с ОВЗ (глухие дети, слабослышащие дети, слепые дети, слабовидящие, дети с речевыми нарушениями, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети, дети с расстройствами аутистического спектра).
Разработаны четыре варианта ФГОС начального общего образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, кроме имеющих умственную отсталость и два варианта ФГОС для детей, имеющих в структуре умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
Варианты Стандарта и АООП:
Для глухих: 1.1; 1.2;1.3;1.4
Для слабослышащих и позднооглохших: 2.1; 2.2; 2.3.
Для слепых: 3.1; 3.2; 3.3;3.4.
Для слабовидящих: 4.1; 4.2; 4.3.
Для обучающихся с нарушениями речи: 5.1; 5.2
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: 6.1; 6.2; 6.3; 6.4.
Для обучающихся с задержкой психического развития: 7.1; 7.2
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: 8.1;8.2;8.3;8.4
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями: варианты 1 и 2
Первый вариант адресован обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. При необходимости может создаваться индивидуальный учебный план. Ребенок получает такой же документ об образовании, как и его сверстники без ограничений здоровья. Обучающийся, с ограниченными возможностями здоровья, осваивая адаптированную основную общеобразовательную программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Обязательные предметные области учебного плана и их основные задачи соответствуют ФГОС НОО. При необходимости адаптируется содержание «трудных для ребенка» учебных дисциплин. В структуру АООП обязательно включается программа коррекционной работы.
В Программе коррекционной работы определяются специальные требования к ее результатам по отношению к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и для каждого уровня образования.
Обучающиеся, испытывающие устойчивые неуспехи при овладении содержанием большинства или всех учебных предметов, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся на обучение по другим вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-
Второй вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется.
Третий вариант образовательной программы (для обучающихся с ОВЗ, имеющих в структуре нарушения легкую умственную отсталость): обучающийся с ограниченными возможностями здоровья получает образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом для каждой категории обучающихся. На основе Стандарта создается адаптированная основная общеобразовательная программа, которая при необходимости индивидуализируется. Выдается свидетельство об обучении.
Четвёртый вариант образовательной программы: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( имеющий в структуре нарушения умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость, ТНМР) обучается в пролонгированные сроки, получает нецензовое образование по адаптированной основной образовательной программе, созданной на основе индивидуального учебного плана или по СИПР - специальной индивидуальной программе развития. Требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья выдается свидетельство об обучении.
На основании Стандарта и примерных адаптированных основных общеобразовательных программ образовательная организация разрабатывает АООП.
На сайте Министерства просвещения Российской Федерации размещены примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ. Адрес доступа: http://fgosreestr.ru/
АООП для обучающихся имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Определение варианта АООП для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-
Реализация АООП может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и отдельных организациях.